Дидактическое пособия "Глобус Олимпийский": методологические рекомендации и дидактические игры для старшей группы
Все дети по своей природе резвы, активны и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарём. Не только занятия физкультурой имеют целью физическое развитие дошкольников, двигательная активность организуется в различных режимных моментах. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе способствует удовлетворению потребности дошкольников в движении и приобщению их к здоровому образу жизни, помогает разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности, способствует созданию благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Предлагаем интересное нестандартное решение организации спортивного уголка в группе.
5-ти створчатая красочно оформленная ширма (высота - 1м, ширина - 0,9м) дополнительно являясь самостоятельным многофункциональным, вариативным в использовании дидактическим пособием, не только обозначит в групповом пространстве центр физкультурно-спортивного развития воспитанников, но и станет незаменимым пособием для организации и проведения всевозможных игр и занятий физкультурной направленности. Подбор оборудования и наполнения физкультурного уголка определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.
Такое пособие необходимо в каждой группе ДОУ старшего дошкольного возраста. С ним физкультурный уголок, имеющий разнообразное наполнение, будет активно использоваться в течение всего дня в различных видах детской деятельности. На улице размещать его не нужно, т.к. он предназначен для использования в помещении.
Пособие представлено игровой ширмой в виде глобуса, оснащенной двумя магнитными поверхностями, пятью карманами размера А5 и магнитными символами олимпиады. В кармашках можно разместить различные картотеки (подвижных и хороводных игр, физкультминуток, разных видов и комплексов гимнастик, считалок, речевок), иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта, карточки с символикой и материалами по истории Олимпийского движения, обозначениями видов спорта, понятными для людей всех стран, а так же сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны.
Каждый сегмент представляет континент, соответствующий цвету участников олимпийского движения. В верхней части Олимпийского шара расположены Олимпийский флаг и флаги стран-участников олимпиады. Дидактическое пособие предназначено для организованной и самостоятельной игровой деятельности детей.
Магнитные поверхности можно использовать как стенд для размещения познавательной информации, исторических справок о соревнованиях, материалов, иллюстрирующих события спортивной жизни в России и в мире: фотографии с прошедших чемпионатов, статьи о достижениях и новых рекордах.
Оформив ширму тематическими плакатами и детскими рисунками могут быть проведены всевозможные тематические досуги для воспитанников: «Участие наших спортсменов на чемпионате», «День физкультурника», «День футбола» и т. д. В последствие, фотографии спортивных досугов могут быть размещены на магнитных секторах Олимпийского глобуса.
Важным и значимым направлением деятельности старших дошкольников является добровольческая деятельность в ДОУ, направленная на воспитание в детях личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, умению ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
На магнитных сегментах, в кармашках, а так же на полочках ширмы дети могут размещать информацию о планируемых мероприятиях волонтерского движения и информацию об итогах различных социально-значимых акциях: например, «Наши добрые дела», «Сто добрых дел», «Добро радовать должно» и др.
Самостоятельный выбор детей различных вариаций дидактических игр физкультурной направленности, организации досуговой деятельности, обуславливает большую педагогическую ценность применения этого многофункционального пособия. Наличие в группе такого красочного объекта будет стимулировать развитие и организацию сюжетно-ролевых игр детей.
Дидактические игры
Дидактические игры спортивной направленности решают образовательные задачи по спортивной тематике: знакомят с сутью Олимпийских игр, их историей, последними достижениями российских спортсменов, способствуют формированию интереса к спорту, просмотру спортивных соревнований.
«Символы олимпиады»
Цель: способствовать формированию у дошкольников интереса к спорту и развитию мыслительных способностей.
Задачи: закрепить умение различать и правильно называть зимние и летние виды спорта; устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами; обогащать и уточнять словарь по теме спортивных Олимпийских игр; развивать логическое мышление детей, внимание, память.
Вариант 1.
Описание игры: На столе лежат карточки с изображением Олимпийских мишек: зимнего и летнего и множество карточек с зимними и летними олимпийскими видами спорта. Задача ребёнка подобрать к каждому мишке нужный вид спорта (зимний или летний).
Вариант 2.
Описание игры: На столе лежат карточки с изображением олимпийских мишек: зимнего и летнего и карточки с символами (логотипами-пиктограммами) зимних и летних олимпийских видов спорта. Задача ребёнка подобрать к каждому мишке свой (зимний или летний) символ вида спорта.
«Зимние и летние виды спорта»
Цель: способствовать формированию у дошкольников интереса к спорту и развитию мыслительных способностей.
Задачи: закрепить умение различать и правильно называть зимние и летние виды спорта; устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта, его символами и атрибутами; обогащать и уточнять словарный запас по теме спортивных Олимпийских игр; развивать логическое мышление детей, внимание, память.
Описание игры: У игроков имеется 2 набора карточек: с изображением олимпийских зимних и летних видов спорта и символов (пиктограмм) олимпийских зимних и летних видов спорта. Задача ребенка подобрать карточку с символом вида спорта к карточке с картинкой вида спорта.
Лото «Снаряди спортсмена»
Цель: способствовать формированию у дошкольников интереса к спорту, закреплять умение детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.
Задачи: закрепить умение различать и правильно называть зимние и летние виды спорта; устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта, его символами и атрибутами; обогащать и уточнять словарный запас по теме спортивных Олимпийских игр; развивать логическое мышление детей, внимание, память.
Описание игры: У игроков 2 набора карточек. Нужно из набора с изображением экипировки спортсмена выбрать карточку, соответствующую выбранному виду спорта.
«Талисманы Олимпиады «Сочи-2014»
Цель: способствовать формированию у дошкольников интереса к спорту, развивать внимание, память, мышление, усидчивость.
Описание игры: Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – символы и талисманы Олимпиады «Сочи-2014». Необходимо по 2 картинки с символами и талисманами Олимпиады «Сочи-2014», одна из которых разрезанная на несколько частей, собирается игроком.
«Четвертый лишний»
Цель: способствовать формированию умения различать и называть зимние и летние виды спорта.
Описание игры: Из предложенного комплекта из четырех карточек с изображением видов спорта, нужно найти лишний, не соответствующий остальным трем .
«Угадай вид спорта по показу»
Цель: формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.
Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.
В секторе Олимпийского глобуса имеется магнитное футбольное поле. На нем дети могут организовать настоящий футбольный матч, используя фигурки футболистов. Играя, воспитанники учатся правилам командной спортивной игры, обогащают активный словарь специальной терминологией («подача», «мяч в ауте», «гол», «голкипер»).
Важной задачей физического воспитания является формирование потребности в здоровом образе жизни, сохранение и улучшение здоровья. В этом помогут дидактические игры, направленные на здоровье дошкольников.
«Вредно и полезно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
1 вариант- для старшей группы
Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном - ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.
Воспитатель или водящий ребенок называет продукт или действие. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .
2 вариант - для подготовительной группы
а) Условия те же, но в руках у детей карточки с кружками красного и зеленого. Воспитатель показывает картинку (или называет продукт, действие). Положительный вариант- дети поднимают зеленые карточки, отрицательный- красные.
б) Дети располагаются в игровой на ковре (или на площадке) . В руках у них карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться - ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и показывает картинку с изображением продукта или действия. С окончанием музыки дети останавливаются и, в зависимости от варианта картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!» или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!». Более сложный вариант –когда воспитатель не показывает картинки, а называет продукт или действие человека. В игре используется 5-7 пар вариантов карточек или названий.
Будущее нации зависит от настоящего. Задача дошкольного учреждения — формировать у детей в раннем возрасте интерес и любовь к занятиям спортом, необходимость вести здоровый образ жизни, желание заботиться о своём физическом и эмоциональном здоровьем. Пропаганда регулярных занятий спортом в детском саду через приобщение детей к спортивным играм и досугам, состязаниям, дидактическим играм физкультурно-спортивной направленности , изучение способностей своего организма оказывают положительное влияние на приобщение детей к спорту и формирование валеологической культуры.
Грамотно оформленный и интенсивно используемый в различных видах деятельности дошкольников спортивный уголок помогает готовить будущую здоровую нацию!