Дымковская барышня – дидактические речевые игры для ДОУ
Внешнее оформление дымковской барышни предполагает ознакомление, уточнение и закрепление дымковских образов, цветовое сочетание и чередование основных геометрических элементов росписи : кругов, полос.
Грани полотнища юбки могут использоваться для обучения и закрепления знаний детей по всем образовательным областям.
В результате последовательного, поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова ребенок учится слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова, а также твердо запоминать указания, формулировки и задания взрослого, относящиеся к звучащему слову, и осмысленно их выполнять. Данные игры и упражнения способствуют речевому развитию и развитию мышления дошкольников, обеспечивают положительные эмоции детей на протяжении всего процесса подготовки к обучению грамоте.
В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.
Дидактическая цель: звуковой анализ слова, дифференциация гласных, согласных звуков. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости.
Игровые действия: выложить кружки нужного цвета в правильной последовательности.
Дети проводят анализ слов, соответствующих названиям картинок-вкладышей и с помощью кружков трёх цветов (синего, красного, зелёного) заполняют схемы слов на основе последовательного выделения звуков. В зависимости от того, гласный или согласный звук находится в начале названия картинки или количества звуков в этом названии выкладываются кружки нужного цвета.
«Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове, проводя анализ (гласный или согласный, мягкий или твердый). Затем ребенок выбирает кружок соответствующего цвета и выкладывает его на поле. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать последний звук слова, а затем выложить все звуки этого слова.
«Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком (кружком определенного цвета), ребенок называет одно или несколько слов. Далее слово выкладывается из цветных кружков полностью. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова).
«Каждому звуку свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Описание игры. Перед игроками поле с пустыми окошками на строках , которые необходимо заполнить цветными кружками-звуками. Воспитатель объясняет, что в этих домиках-строчках живут слова. У каждого звука своя комната. В домики должны поселиться жильцы «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«Игра-загадка»
Цель: закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова, развивать внимание, память, воображение, мышление.
Описание игры. Воспитатель выкладывает на доске модель слова и говорит: «А теперь мы поиграем в новую игру. Я загадала слово. Оно состоит из таких звуков: первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный, а последний снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!»