Дымковская барышня – игры по познавательному и художественному развитию в ДОУ
Внешнее оформление дымковской барышни предполагает ознакомление, уточнение и закрепление дымковских образов, цветовое сочетание и чередование основных геометрических элементов росписи: кругов и полос.
Грани полотнища юбки могут использоваться для обучения и закрепления знаний детей по всем образовательным областям.
В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.
«Путешествие по природным зонам»
Дидактическая цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира, о взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Игровые действия: правильно отобрать и выложить на игровом поле картинки с изображением животных и растений, соответствующих конкретной среде их обитания.
Перед началом игры детям предлагаются загадки о природных зонах, отгадывая которые они «переносятся» в конкретную природную зону. На игровом поле расположены кармашки с набором карточек с изображением различных представителей флоры и фауны. После того, как выбрана определенная природная зона, путешествие начинается. Дети по очереди выставляют на игровом поле кружки с изображением представителей одной природной зоны. В процессе игры ребята называют «своего» животного или растение, а также рассказывают, почему эти животные здесь обитают? Чем питаются? Сравнивают их.
«Кто лишний?»
Дидактическая цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира, о взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Игровые действия: найти на игровом поле картинки с изображением животных и растений, не соответствующих конкретной среде их обитания.
На игровом поле расположены изображения представителей конкретной среды обитания, среди которых есть один или несколько животных(растений) не соответствующих этой природной зоне . Перед детьми стоит задача найти «лишнего», объяснить свой выбор.
Загадки
Где-то бушует вьюга,
Где всегда, скажите дети, |
Вот песчаный океан,
Белки в нём живут и волки,
В этом месте очень жарко |
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое и познавательное развитие.
«Найди отличия народных росписей»
Дидактическая цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, умения узнавать и различать виды народных росписей по их характерным элементам.

В процессе игры у детей развивается внимание, память, логическое мышление. Игры способствуют воспитанию любви к декоративно- прикладному творчеству, обычаям и традициям своего народа, обогащению представлений об окружающем мире.
Игровые действия: подобрать элементы дымковской или хохломской росписей к готовым образцам-картинкам.
Вариант 1. «Узнай элементы народной росписи».
Перед игроком стоит задача выбрать из многообразия карточек элементы, применяемые мастерами в конкретной росписи. Педагог или ведущий показывает картинку с изображением предметов, украшенных росписью. Далее игрок заполняет игровое поле и поясняет правильность своего выбора.
Вариант 2. «Что лишнее?».
Ребенок должен определить и сказать, какой из элементов не используется в дымковской (хохломской) росписи.
Вариант 3. «Чего не стало?»
Дети по очереди отгадывают, какого элемента народной росписи не стало на игровом поле и какой появился взамен. Если ребенок ответил правильно, ему предоставляется право поменять изображение элемента росписи на игровом поле в следующем туре.