Методическое руководство по использованию музыкальной ширмы в ДОУ
Важнейшей частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает художественно-эстетического развитие детей, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного воспитания личности.
Значимым компонентом развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующим формированию у детей эстетического и художественного вкуса, а также способности к творчеству, является Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Наша организация предлагает музыкальную ширму, которая поможет зонировать групповое пространство и оформить музыкально-театральный уголок, создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала детей.
Полифункциональная двухсторонняя музыкальная ширма выполнена из МДФ с нанесением полноцветного рисунка, защищенного ламинацией, что делает ее привлекательной и безопасной для детей. Изменение разностороннего фонового изображения предусматривает вариативность использования ширмы в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей, будь то музыкальный концерт или театральная постановка.
Боковые вертикальные створки обеспечивают ширме дополнительную устойчивость. При необходимости они могут складываться, их ширина 0,2м. Высота ширмы 1,2м.
Ширма оснащена подиумом высотой 0,15м, который одновременно является ящиком для реквизита. Здесь юные артисты и музыканты смогут подобрать необходимые атрибуты и инструменты для воплощения своих творческих идей, замыслов и фантазий. Диаметр подиума 0,6м. (Важно! Подиум нельзя использовать как сцену, т.к. он не расчитан на дополнительную нагрузку и может провалиться). Верхнюю поверхность подиума можно использовать для размещения музыкальных и театральных игр, а также различных инструментов, стимулирующих самостоятельную музыкальную и театральную деятельность воспитанников.
Музыкальная ширма и все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности для использования в дошкольном учреждении.
Музыкальную ширму можно использовать не только в свободной самостоятельной деятельности детей, но также и на музыкальных занятиях, проводимых музыкальным работником детского сада.
Наличие в группе такой красочной ширмы может способствовать развитию и организации сюжетно-ролевых игр, когда дети договариваются и выбирают замысел игры, выполняя различные музыкальные задания: «Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия» и т.д., распределяют роли, и сюжет получает свое развитие.
Красочно оформленный барабан-подиум, разделенный на сектора является самостоятельным элементом и может использоваться как дидактическое пособие «Музыкальный барабан» для игры с детьми под руководством взрослого.
Дидактическая игра «Музыкальный барабан»
Применение музыкально-дидактического пособия на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С его помощью дети быстрее усвоят требования программы по развитию певческих навыков, музыкально - ритмических движений, слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
В свободной деятельности детям можно предложить множество дидактических игр и упражнений в зависимости от их интересов. Игры расчитаны на детей от 4-х до 7-ми лет.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.
Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Ход игры: Дети уходят за ширму, ведущий (ребенок) подходит к барабану, на секторах которого расставлены музыкальные инструменты. По извлекаемому звуку, дети должны определить звучащий инструмент. Кто первый правильно назовет инструмент, должен пояснить, к какой группе он относится. Правильно ответивший ребенок становится ведущим. Игра продолжается.
Игра «Оркестр»
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.
Ход игры: На секторах барабана расставлены музыкальные инструменты. Задача водящего- запомнить представленные инструменты. Воспитатель завязывает глаза водящего и убирает один из инструментов. Открыв глаза водящий угадывает , какого инструмента не хватает в оркестре. Если ответ верный, ребенку предоставляется возможность исполнить музыкальную импровизацию на этом инструменте. Так, поочередно дети угадывают, чего не стало. В конце игры дети объединяются в оркестр, исполняющий знакомое музыкальное произведение.
Игра «Чем займемся мы сейчас?»
Цель: Разнообразить, обогатить досуговую деятельность детей, создать радостное настроение, сплотить детский коллектив.
Ход игры: На секторах барабана имеются красочные картинки. С помощью вращения стрелки-палочки, либо по желанию, дети определяют, чем они сейчас займутся. Дети могут выбрать проведение концерта, театральный этюд или постановка, цирковое представление с участием детей группы, занятия творчеством, а может, просто всем вместе пойти гулять.
Полифункциональная двухсторонняя музыкальная ширма станет незаменимым элементом развивающей предметно-пространственной среды, а также сможет обогатить и разнообразить самостоятельную и организованную музыкальную и театральную деятельность воспитанников детского сада.